Билеты от 40 грн!
Купить билет на Перлини світового балету - 13.02.2020 18:30
Дирижёр-постановщик – заслуженный артист Украины Игорь Чернецкий
Режиссёры, ведущие спектакль – заслуженный работник культуры Украины Наталия Григор, Сергей Красных
I действие
Цезарь Пуни. «Pas de Quatre»
Балет-дивертисмент в одном действии
Хореография Антона Долина
Летом в 1845 года в Лондон одновременно прибыли четыре выдающиеся балерины – Мария Тальони, Карлотта Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран.
Это обстоятельство вдохновило директора королевского театра Ее Величества сэра Бенджамина Ламли на создание постановки, в которой эти великие танцовщицы выступили бы на одной сцене перед королевой Викторией. За выполнение почетного заказа взялись композитор Цезарь Пуни, прекрасно знающий специфику балетной драматургии, и прославленный хореограф Жюль Перро. Учитывая артистические и технические возможности четырех известных танцовщиц, яркий представитель школы «романтического балета» Жюль Перро создал прекрасный балетный дивертисмент «Pas de Quatre» (танец вчетвером). Премьера состоялась 12 июля 1845 и имела огромный успех.
Впоследствии к музыке «Pas de Quatre» обращались многие балетмейстеры. Наибольшей популярностью сегодня пользуется редакция, созданная в 1941 году английским танцором и балетмейстером сэром Антоном Долиным. Даниэль Обер. «Grand рas classique» Хореография Виктора Гзовского
Французский композитор Даниэль Обер вошел в историю музыкальной культуры не только как мастер французской комической оперы, но и как основоположник жанра «романтического балета». Так, в его операх большая роль была отведена хореографическим интермедиям и дивертисментам, которые не были только простым украшением спектаклей, а непосредственно участвовали в действии. В постановках его опер «Немая из Портичи» и «Бог и Баядера» партии главных героинь были поручены балеринам, а опера «Марко Спада или Дочь бандита» вовсе
была переработана композитором в балет и поставлена на сцене Парижской оперы в 1857 году.
Впоследствии к музыке Обера обращались многие балетмейстеры и в результате были созданы балеты «Тальони у Мюзетты» (1920), «Свидание» (1933), «Цветы» (1948) и др.
В 1949 году известный артист балета, балетмейстер и педагог Виктор Гзовский специально для звезд балета Иветт Шовире и Владимира Скуратова поставил в театре Елисейских полей «Grand рas classique» («Большое классическое па») из оперы-балета Д. Обера «Бог и Баядера, или Влюбленная куртизанка» и с тех пор этот хореографический шедевр является одним из любимейших номеров балетного наследия. Цезарь Пуни. Рas de six из балета «Маркитантка» Хореография Пьера Лакотта по Артуру Сен-Леону
Балет «Маркитантка» был впервые представлен публике в 1843 году в Риме. В качестве хореографа дебютировал известный артист балета Артур Сен-Леон, который совместно с выдающейся балериной Фанни Черрито и исполнили главные партии на премьере. Первую же постановку зрители приняли хорошо и вскоре спектакль был перенесен на другие европейские сцены, в том числе в Парижскую оперу и в Лондонский театр Ее Королевского Величества. Артур Сен-Леон является автором одной из систем записи танца, которую он опубликовал в Париже под названием «Сценохореография, или Искусство записи танца» (1852).
Благодаря этой книге балетмейстер и реставратор старинной хореографии Пьер Лакотт в 1979 году реконструировал Рas de six (танец в шестером) из «Маркитантки» и именно в этой версии этот балетный шедевр получил наибольшую популярность.
II действие
Карл Мария фон Вебер. «Видение Розы»
Балет в одном действии
Хореография Михаила Фокина
19 апреля 1911 в Монте-Карло звезды «Русских сезонов» Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский с триумфом исполнили премьеру балета «Видение Розы» в постановке Михаила Фокина на музыку пьесы Карла Марии Вебера «Приглашение к танцу» (оркестровка – Гектора Берлиоза). Основой сюжета стали строки из произведения Теофиля Готье «Видение Розы»: «Я – дух розы, которую ты носила вчера на балу…».
Девушка возвращается с первого в жизни бала, и изнеможенная засыпает в кресле. Ей снится, что в комнату влетает призрак розы. Он нежно подхватывает девушку и кружит с ней в стремительном вальсе. Но с первыми лучами солнца призрак исчезает и она просыпается.
Этот одноактный балет до сих пор имеет огромный успех и представлен в репертуаре многих театров мира.
Амилькаре Понкьелли. Танец часов
Балетная сюита из оперы «Джоконда»
Хореография Мариуса Петипа
Танец часов – волшебная балетная сюита, которую специально задумал композитор Амилькаре Понкиелли для усиления драматического и трагического финала его оперы «Джоконда». По сюжету оперы для развлечения гостей на балу герцог приглашает танцовщиц: «Из них каждая заворожит нас красотой. Они часы собой изображают». Эта тонко инструментированная сюита состоит из четырех эпизодов, каждый из которых демонстрирует ход часов в течение дня – утренние, дневные, вечерние и ночные. «Таинственно, едва слышно звучат колокольчики в утренних часах. Большая дансантность присуща танцу дневных часов. Задумчивый выход вечерних часов с выразительным цоканьем высоких деревянных инструментов. Широко развернутый танец ночных часов: медленные эпизоды с поющими темами меняются вихревыми, стремительными, напоминающими вакханалию». (А. Кенигсберг)
«Танец часов» благодаря интерпретации выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа получил самостоятельную сценическую биографию и присутствует в репертуаре многих балетных коллективов.